ТВТ, 1 часть

Цыбук помолчал, потом смущенно улыбнулся и тихо сказал:
- Я хотел заработать очко.
- Очко? Какое очко? Что это такое? - удивился вожатый.
Тогда Цыбук рассказал ему всю историю организации и деятельности ТВТ, включая и вчерашний случай на улице.
Вожатый и удивлялся, и смеялся, и хвалил, и, наконец, воскликнул:
- Да это же очень интересное и полезное дело! Потому вы скрывали? Мы, брат, это дело поставим еще шире. Мы организуем несколько настоящих "аптечек" и даже "аптек". Мы выйдем на охоту за границы нашего дома и школы. Через пару дней соберемся и обсудим это дело.
...После обеда шел дождь, и на тротуаре около дверей школы начала действовать брызгалка. Механизм этот раньше был очень распространен во многих городах. На каждой улице, в каждом квартале обязательно была такая штука. Но теперь она встречается значительно реже, так как всюду пошли асфальтовые тротуары, а в них брызгалки обычно не делаются. Они остались на плиточных и деревянных тротуарах.
А пока около школы асфальтированного тротуара еще не было, брызгалка продолжала существовать и действовала исправно, особенно осенью.
Устроен этот механизм очень просто: всегда бывает, что какая-нибудь плитка в тротуаре расшатается, разболтается и опускается с одной стороны, когда на нее наступишь ногой. А если под плиткой будет вода, то она очень интересно брызнет. Вот и вся механика.
Поначалу брызгалки действуют очень слабо, бьют невысоко. Но с каждой струей воды из-под плитки выбрасывается земля, ямка становится все глубже, плитка приобретает все больший размах - и тогда уже струи воды бьют не хуже исландских гейзеров.
Самыми лучшими брызгалками считаются те, которые имеют наклон в сорок градусов. Если угол наклона будет больше, человек рискует вывихнуть ногу. Когда же случается такая неприятность, тогда обычно плитку закрепляют - и брызгалка перестает существовать.
Школьная брызгалка имела наклон в тридцать восемь с половиной градусов, это значит, приближалась к наилучшей, или, как говорят ученые, оптимальной величине
Поэтому она работала очень эффективно.
Результаты зависели от того, какой ногой на нее ступить. Если попадешь левой ногой (идя из центра города), то вода брызнет на стену школы. А если правой -то вода обрызгает твою же левую ногу.
Тогда человек буркнет: "Черт!" - и побежит себе дальше.
Совсем иное дело, если вся струя попадет на другого человека. Тогда начинается приблизительно такой разговор:
- Прошу осторожнее, гражданин.
- Это от меня не зависит, уважаемый товарищ.
- Надо иметь глаза.
- Надо иметь голову.
В зависимости от характера прохожих слова могли быть и более деликатными и менее, но в общем неприятными.
Во время дождя такие разговоры бывали довольно часто, и ученики слушали их с интересом. А еще больше нравилось им нарочно брызгать друг на друга. Тогда уже дело доходило до потасовок.